О частных коллекциях в музее

Храня память о Феликсе Евгеньевиче Вишневском и продолжая его традиции, музей В.А. Тропинина тесно сотрудничает с коллекционерами, приглашая их к участию в выставках и просветительских проектах.




Продолжая традиции Феликса Евгеньевича Вишневского, музей В.А. Тропинина тесно сотрудничает с кол­лек­цио­не­рами, при­гла­шая их к участию в вы­став­ках и просветительских проектах. Част­ное соби­рательство про­изве­дений искусства одно из важнейших форм сохранения культурного наследия. Кол­лекциони­рова­ние в Рос­сии имеет слож­ную и не столь про­дол­жи­тельную историю, но зна­чение его в русской культуре сложно переоценить.

История музея Тропинина пере­плетена с именами многих крупных кол­лекцио­неров XIX – XX веков. Особняк, в котором размещен музей сегодня, принад­лежал в конце XIX века ку­печеской семье Петуховых, создавших в своем доме один из центров культурной жизни За­москворечья на рубеже веков. Николай Григорьевич Петухов (1879–1965) – последний представитель династии в особняке, после революции хранил собрание произве­дений живописи и предметов старины, вместе с библиотекой, всего в трёх комнатах, отведён­ных ему для проживания. Но — «genia loci» (лат. гений места), как могли бы сказать в XVIII веке. Традиция во­зобнови­лась, и в доме за­няла свое место другая художественная коллекция – Ф.Е. Вишневского.

Разговор о частном собирательстве звучит почти в каждом зале экспо­зиции, в них истории выдающихся коллекционеров XIX, XX веков.

Символично, что одним из первых приобретений Ф.Е. Вишнев­ского стал портрет Сергея Михайловича Голицына работы В.А. Тропинина. Известный мос­ковский вельможа, устроитель усадьбы Вла­хернское (Кузьминки) был цени­телем изящных искусств. Получив от своего дяди Александра Михай­ловича Голицына по наследству управ­ление Голи­цынской больницей, он достроил при ней первый публичный музей, в котором экспо­ни­ровались полотна крупнейших мастеров западноевропейской живописи XVII–XVIII веков, собранные С.М. и Д.М. Голицынами. 477 картин немецкой, австрийской, итальянской, голландской, французской живописных школ: портреты кисти А.Р. Менгса, Г.Ф. Фюгера, жанровые композиции и пей­зажи А. Браувера, Д. Тенирса, Рембрандта, Г. Доу, П. Веккио, Я. Бассано, Н. Пуссена, С. Бурдона. Многие из них сейчас пред­ставлены в Госу­дарственном Эрмитаже и Музее изобра­зитель­ных искусств им. А.С. Пушкина. Открыв­шийся в 1810 году музей просуществовал недолго, всего восемь лет – было принято ре­шение распродать коллекцию, чтобы исполь­зовать поме­щения для допол­нительных боль­ничных корпусов.

В первом зале можно увидеть портрет графа Платона Николаевича Зубова (1798–1855) кисти В.А. Тропинина – еще одного страстного кол­лекционе­ра, ценителя итальян­ского искусства. Рядом же можно увидеть представителя другого сословия, куп­ца, дирек­тора Ком­мерче­с­кого Банка – Алексея Ивановича Кусова (1790–1848). В собрании живописи семьи Кусовых были про­изведе­ния многих из­вестных художников той эпохи, в том числе В.А. Тропинина.

Во втором зале – портрет В.А. Томиловой (1800-е) кисти В.Л. Бо­рови­ков­ского. Варвара Андреевна была женой Алексея Рома­новича Томи­лова (1779–1848) – известного кол­лекционера пер­вой половины XIX века, стоявшего у истоков фор­ми­рования Общества поощре­ния художеств. Томилов обладал одним из лучших в России собранием офортов Рембрандта, приобретал графи­ческие про­изведения своих со­вре­менников – В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, А.О. Орловского, А.К. Айвазовского. Переходя в том же зале к главной жем­чужине музейного собрания – «Кружевнице» (1830-е), мы вспоминаем о Русском музеуме Павла Петровича Свиньина (1787–1839) – издателе, художнике и известном собирателе русских древностей. Именно в его коллекцию попал первый вариант этой знаменитой работы В.А. Тропинина, нахо­дящейся сегодня в экспозиции Третьяковской галереи. В то время Русский музеум обладал выдаю­щимся со­бра­нием памя­тников русской культуры – помимо картин, в нём были скульптуры, исторические медали, жетоны, даже «мине­ра­ло­гический кабинет».

В истории бы­то­вания другого ше­девра позднего твор­чества В.А. Тропи­нина – жанровом портрете «Девушка с горшком роз» (1850) – вписано имя крупнейшего коллекционера третьей четверти XIX века, купца Василия Александ­ровича Кокорева (1817–1889), почетного члена Императорской Академии художеств. В 1862 году им была открыта Мос­ковская публичная кар­тинная галерея, полу­чив­шая на­зва­ние Кокоревской. Более 500 произведений входили в эту знаменитую мос­ковскую кол­лекцию, в которой было шесть работ В.А. Тропинина (в том числе «Девушка с корзиной роз»), около двадцати пейзажей И.К. Айва­зовского, кар­тины П.А. Брюллова. Шедевры де­монстриро­ва­лись в спе­циально выстроенном здании: верхний этаж состоял из восьми за­лов, на нижнем при­способлено поме­щение для лектория. Однако уже 1870 году в связи с финансовыми затруднениями Кокорев продал основную часть коллекции министерству Императорского двора, а ряд про­изве­дений живописи и скульптуры по­пали в другие известные собрания – П.М. Третьякова и Д.П. Боткина.

Рассматривая авторское повторение картины П.А. Федотова «Вдовушка» (1852) можно вспомнить и о дея­тельности знамени­того ме­цената и собирателя русской живописи купце К.Т. Сол­датенкове (1818–1901), также создав­шего свою картинную галерею. В его каби­нете в особняке на Мясницкой улице висел первый вариант картины «Вдовушка» (с зеленой комнатой), который сегодня находится в фондах Ивановского ху­доже­ственного музея.

Два зала в современном пространстве музея В.А. Тропинина отведены для временных экспозиций, сегодня они открыты для частных коллекций разных направлений изобразительного искусства.

История продолжается…

Музей В.А. Тропинина и художников его времени