• Телеграмм
Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1
Телефон: +7 (495) 959-11-03; muzeitropinina@culture.mos.ru

Часы работы

Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1
Телефон: +7 (495) 959-11-03; muzeitropinina@culture.mos.ru

Способ и образ. Графика и фотографии из собрания музея В.А. Тропинина (ОНЛАЙН)

04 апреля — 31 июля


Портрет неизвестного с собакой. 1849. Бумага, акварель. Питч Г.

Образ в искусстве — это художественное обобщение, которое должно быть доступно для понимания не только

 современникам художника, но и их потомкам. Художник всегда стремился запечатлеть образы героев своего времени, оставляя их в исторической памяти человечества. С развитием искусства мастера использовали передовые способы и техники, создавая галерею как выдающихся, так и совершенно безвестных людей. Отправной точкой создания выставки «Способ и образ» стали два фотоальбома из собрания музея В.А. Тропинина. Эти важнейшие свидетельства времени сохранили фотографии Федора Тютчева, четы Вяземских, актрисы Сары Бернар и других видных деятелей. Рассматривая старинные фотографии в контексте всей коллекции музея, авторы выставки предприняли попытку выстроить линию воплощения образа различными способами — от акварельного портрета до раскрашенной фотографии.

В начале XIX века в России развивается искусство графического портрета, расцвет которого относится к первой половине столетия. Акварельные портреты входили в предметный ряд малых форм, которые окружали аристократию того времени, составляя ансамбли в интерьерах гостиных, кабинетов, будуаров. Малоформатные акварели размещались в папках-альбомах, предназначенных для близкого окружения, сопровождали владельцев в путешествиях, являя собой некий прообраз современных фотоальбомов. Признанные мастера этого жанра в России Петр Соколов, Владимир Гау, Александр Брюллов создавали уникальные, тончайшие по исполнению портреты.

Портрет С.Ф. Толстой. До 1838. Бумага, акварель. Соколов П.Ф.

 

Потребность тиражирования особо полюбившихся зрителю произведений изобразительного искусства реализовывалась посредством печатной графики. Бесспорно, преимущество было за гравюрой и литографией, так как большой тираж позволял значительно расширить зрительскую аудиторию. На выставке этот способ представлен репродукционной гравюрой с портрета Карла Брюллова кисти Василия Тропинина, портретом Федора Кюнеля, а также листами из журнала «Парижские моды», которые демонстрируют раскрашенную гравюру.

Литография появилась намного позже гравюры и сразу потеснила ее, она стала самой передовой и выигрышной техникой создания тиражных изображений. Произведения искусства стали доступны широкому кругу зрителей. Например, литографии со знаменитых портретов «Мюнхенских красавиц», представленные на выставке. В конце XIX века литография утратила свое лидерство, как самого современного метода, и была вытеснена фотомеханической печатью.

Литография. Портрет Елены. 1840. Штилер Й., Флайшман А.

        

В 1839 году Луи Дагер объявил о своем открытии: «Я поймал свет. Я остановил его полет.» В результате прямого попадания света на отполированную металлическую пластину получалось единственное позитивное изображение — дагеротип. Дагеротип давал довольно хорошее изображение, но часто недостаточная контрастность требовала доработки. На помощь пришли художники: они работали в фотоателье ретушерами, позднее вручную раскрашивали монохромные фотографии акварелью, пастелью, цветными карандашами. Способ раскрашенной фотографии на выставке иллюстрирует «Светопись Левдика», работа фотохудожника, портретиста, акварелиста, представленная коллекционерами Татьяной и Сергеем Подстаницкими.

Старинные фотографии 60-х годов XIX века создавались в условиях, когда сами аппараты были громоздкими, светочувствительность низкой, а съемка требовала хорошего освещения и долгой выдержки. 

Фотография из альбома 1860 – 1880-х гг. Сара Бернар.

Стоимость дагеротипа в Москве середины XIX века могла достигать среднего месячного жалования служащего. Съемка считалась значительным событием, на нее приходили целыми семьями, одевались в лучшие наряды.

Изобретение фотографии разделило мнения в мире искусства: одни были в восторге, считали ее бесценным инструментом, другие же полагали, что фотография отберет работу у художников. Время показало, что фотография стала еще одним надежным способом сохранения образов в веках.

Посетить выставку