Сколько в узорах весеннего света,
Сколько в них нежности и чистоты,
Словно вплели они в кружево это
Светлые тайны свои и мечты…
Людмила Полякова
Кружево во все времена считалось одним из самых изящных и уникальных украшений. На протяжении многих веков ажурные орнаменты ценились всеми сословиями. Возникшая при дворе Венецианской республики мода на мережки (шитье по выдернутым нитям) постепенно привела к появлению шитого кружева, а затем и к плетеному на коклюшках кружеву. Такое разделение на шитые и плетеные кружева закрепилось в мировой культуре как основной классифицирующий признак.
Мода на кружево пришла в Россию из Западной Европы благодаря Великому Северному торговому пути на рубеже XVI-XVII веков. Путь этот проходил из Европы в Архангельск, затем через Вологду на Москву. Уже в то время была развита торговля европейскими товарами, в числе которых было и кружево. Сплетенное из золотых и серебряных нитей, кружево понравилось населению и прочно вошло в обиход.
Такое развитие кружевоплетения отчасти объясняется и тем, что оно практически не требовало дорогостоящего оборудования. Так, для плетения кружева требовались: подушка, коклюшки, булавки 2-х сортов, сколок, или узор, и скало, или скальница. Современные кружевницы используют те же инструменты, только подушки и подставки немного изменились. Если на холсте кисти В.А. Тропинина кружевница работает на подушке типа ящичка, то сейчас предпочтение отдается подушкам в виде валика. Устанавливают подушку на специальную деревянную подставку из двух рам.
Практически в каждом регионе Российской империи формировалось производство кружева с местным характером, что проявлялось в выборе материала, рисунков, техники плетения, ассортименте. Так, на рубеже XVIII-XIX веков традиции кружевоплетения сформировались в Петербургской, Новгородской, Вологодской, Тверской, Московской, Нижегородской, Костромской, Вятской, Казанской, Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской, Ярославской губерниях. Некоторые кружевные мастерские работали для внутреннего потребления, не поставляя изделия на продажу.
Аксессуары из кружева всегда притягивали взгляд и служили показателем достатка. Кружево использовали в самых различных предметах: веерах, перчатках, поясах, всевозможных вставках (манишках и шемизетках), сумочках, чепцах, косынках, палантинах, шалях, манто, пальто, салфетках, воротниках и пр.
Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во все времена. Актуальный в современности, воротник изменяется в соответствии со вкусом и желанием заказчика, превращая незатейливый костюм или платье в изысканный и утонченный гардероб. Форма современного воротника может быть самой разной: круглый, стойка, апаш, шалевый, «матросский», отложной, капюшон-воротник.
В нашей небольшой экспозиции представлены кружева двух промыслов — елецкого и кировского (вятского). Техника выполнения изделий — сцепная, т.е. узор выкладывается узкой тесемкой, сцепленной между собой в соответствии с рисунком. Сцепки производятся тонким крючком. Основным достоинством сцепной техники является возможность создавать штучные вещи любого размера и формы, используя минимальное количество пар коклюшек. Сцепная техника любима и профессионалами, и начинающими мастерами. Современные кружевницы развивают промысел во многих городах нашей страны, делая кружевоплетение популярным и сегодня.
Куратор выставки – Наталья Рычкова, мастер, искусствовед и преподаватель.