logo logo
Часы работы:
вт., ср., пт., сб., вс.
11:00 - 19:00
чт.
13:00 - 21:00
пн.
выходной
Последний вторник месяца - санитарный день

Основатель музея

Феликс Евгеньевич Вишневский

«Творить искусство и созерцать искусство — действия, у которых гораздо больше общего, чем это обыкновенно принято считать»
Макс Фридлендер Макс Фридлендер («Об искусстве и знаточестве»)

Феликс Евгеньевич Вишневский (1903–1978) происходил из крупного рода московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Бронзолитейная фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. Фабрика просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разных предметов из бронзы: люстр, канделябров, часов, церковной утвари. На Всемирной выставке 1900 года в Париже фабриканты Вишневские были удостоены золотой медали, а в 1903 году представили свою продукцию на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века получили звание поставщиков Императорского двора.

Отец будущего основателя музея был архитектором, крупным специалистом по декоративно-прикладному искусству, последним председателем Московского художественного общества и, конечно, коллекционером.

Под руководством отца 17-летним юношей Феликс начинает заниматься коллекционированием произведений искусства и участвует в организации Первого пролетарского музея, который был открыт 7 ноября 1918 года на Большой Дмитровке, 24.

С 1919 года Феликс Евгеньевич служит в Коллегии по делам музеев Наркомпроса.

Интерес к музейной работе и углублённое изучение истории искусства привели к тому, что в 1925–1928 годах Вишневский работал в Государственном Историческом Музее под руководством профессора В.К. Клейна и учился в Московском университете, параллельно овладевая и другой практической для того времени профессией в Московском лесотехническом институте. Закончить учёбу не удалось, в 1928 году он был лишен избирательных прав и сослан в Кострому.

Значительная часть семейной коллекции была изъята и попала в Государственный исторический музей. В Кострому Феликс Евгеньевич перевёз небольшую часть из сохранившихся вещей и несколько ящиков с книгами, в том числе с комплектом журнала «Старые годы» и другой справочной литературой.

В 1934 году, в период высылки крупных музейных деятелей, его связь с музеями прервалась почти на четверть века – Вишневского преследовали увольнения и репрессии, правда, кратковременные и без конфискации. Появилась возможность работать по второй специальности – инженером на Костромском фанерном заводе, продолжая собирательство, так как благодаря частым служебным командировкам постоянно приходилось бывать в Москве.

В 1946–1948 годах Вишневский был опять незаконно репрессирован с конфискацией имущества (прежде всего его собрания) и, пока разбиралось дело в апелляционных инстанциях, полтора года отсидел в лагере под Нерехтой. К счастью, все кончилось благополучно – восстановлением в правах и почти полным возвращением коллекции. Причём каждая вещь разыскивалась им с упорством и настойчивостью по спецскладам МВД.

С 1948 года Феликс Евгеньевич перебрался поближе к Москве и жил на Лосиноостровской даче, не изменяя своему пристрастию – продолжал заниматься коллекционированием, приобретал вещи в комиссионных магазинах, скупках, у частных лиц, находя их на помойках и чердаках.

Отлично владея техникой реставрации мебели и предметов из дерева, он сам занимался восстановлением своих антикварных находок. Колоссальная эрудиция и знаточеское чутьё помогали открывать подлинные шедевры. Одно из ключевых направлений в коллекции было  собрание русских портретов середины XVIII–XIX веков – произведения И.П. АргуноваФ.С. РокотоваВ.Л. БоровиковскогоВ.А. Тропинина.

Во второй половине 1950-х годов коллекционер систематически принимает участие в выставках музеев Москвы и Ленинграда, а с 1958–1969 годов Феликс Евгеньевич работает старшим научным сотрудником в Государственном музее А.С. Пушкина. В этот период начинается и его меценатская деятельность безвозмездной помощи и даров российским музеям. С 1956 по 1972 годы Вишневский передал в дар 684 экспоната – произведения живописи, графики, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства России и Запада.

Феликс Вишневский

Произведения из коллекции Вишневского представлены сегодня в Останкинском дворце-музее, Государственном музее им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеях московского Кремля, Музее истории города Москвы, Музее-усадьбе «Кусково», Музее-усадьбе Архангельское, а также в региональных собраниях – Якутии, Рязани, Серпухова, Перми, Курска.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1975 года Ф.Е. Вишневскому было присвоено Почётное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

Вишневский был первым из коллекционеров, чьё собрание (132 произведения) в 1964 году было поставлено на государственный учёт.

Итогом собирательской деятельности Феликса Евгеньевича явилось создание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени в 1969 году. До конца своих дней Вишневский оставался главным хранителем музея, который вместе с особняком в Щетининском переулке, 10 был передан в дар городу Москве.

Музей В.А. Тропинина и художников его времени