Вт - Cр: 10:00 - 18:00
Чт: 13:00 - 21:00
Пт - Вс: 10:00 - 18:00
Пн: выходной
Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1
8(495) 959-11-03

Часы работы

Вт - Cр: 10:00 - 18:00
Чт: 13:00 - 21:00
Пт - Вс: 10:00 - 18:00
Пн: выходной
Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1
8(495) 959-11-03

Феликс Евгеньевич Вишневский

«Творить искусство и созерцать искусство — действия, у которых гораздо больше общего, чем это обыкновенно принято считать»
Макс Фридлендер Макс Фридлендер («Об искусстве и знаточестве»)




 

Феликс Евгеньевич Вишневский (1903–1978) происходил из крупного рода московских
потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Бронзолитейная
фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса
Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. Фабрика
просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разных предметов
из бронзы: люстр, канделябров, часов, церковной утвари. На Всемирной выставке
1900 года в Париже фабриканты Вишневские были удостоены золотой медали, а в
1903 году представили свою продукцию на выставке архитектуры и
художественной промышленности в Москве. В начале XX века получили звание
поставщиков Императорского двора.
Отец будущего основателя музея был архитектором, крупным специалистом по
декоративно-прикладному искусству, последним председателем Московского
художественного общества и, конечно, коллекционером. Под руководством отца 17-
летним юношей Феликс начинает заниматься коллекционированием произведений
искусства и участвует в организации Первого пролетарского музея, который был открыт 7
ноября 1918 года на Большой Дмитровке, 24. С 1919 года Феликс Евгеньевич служит в
Коллегии по делам музеев Наркомпроса. Интерес к музейной работе и углубленное
изучение истории искусства привели к тому, что в 1925–1928 годах Вишневский работал в
Государственном Историческом Музее под руководством профессора В.К. Клейна и
учился в Московском университете, параллельно овладевая и другой практической для
того времени профессией в Московском лесотехническом институте. Закончить учебу не
удалось, в 1928 году он был лишен избирательных прав и сослан в Кострому.
Значительная часть семейной коллекции была изъята и попала в Государственный
исторический музей. В Кострому Феликс Евгеньевич перевез небольшую часть из
сохранившихся вещей и несколько ящиков с книгами, в том числе с комплектом журнала
«Старые годы» и другой справочной литературой.
В 1934 году, в период высылки крупных музейных деятелей, его связь с
музеями прервалась почти на четверть века – Вишневского преследовали
увольнения и репрессии, правда, кратковременные и без конфискации. Появилась
возможность работать по второй специальности – инженером на Костромском
фанерном заводе, продолжая собирательство, так как благодаря частым служебным
командировкам постоянно приходилось бывать в Москве. В 1946–1948 годах
Вишневский был опять незаконно репрессирован с конфискацией имущества
(прежде всего его собрания) и, пока разбиралось дело в апелляционных инстанциях,
полтора года отсидел в лагере под Нерехтой. К счастью, все кончилось благополучно
– восстановлением в правах и почти полным возвращением коллекции. Причем
каждая вещь разыскивалась им с упорством и настойчивостью по спецскладам МВД.
С 1948 года Феликс Евгеньевич перебрался поближе к Москве и жил на
Лосиноостровской даче, не изменяя своему пристрастию – продолжал заниматься
коллекционированием, приобретал вещи в комиссионных магазинах, скупках, у
частных лиц, находя их на помойках и чердаках. Отлично владея техникой
реставрации мебели и предметов из дерева, он сам занимался восстановлением
своих антикварных находок. Колоссальная эрудиция и знаточеское чутье помогали
открывать подлинные шедевры. Одно из ключевых направлений в коллекции было  собрание русских портретов середины XVIII–XIX веков – произведения И.П. Аргунова,
Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина.
Во второй половине 1950-х годов коллекционер систематически принимает
участие в выставках музеев Москвы и Ленинграда, а с 1958–1969 годов Феликс
Евгеньевич работает старшим научным сотрудником в Государственном музее А.С.
Пушкина. В этот период начинается и его меценатская деятельность безвозмездной
помощи и даров российским музеям. С 1956 по 1972 годы Вишневский передал в дар
684 экспоната – произведения живописи, графики, скульптуру, предметы
декоративно-прикладного искусства России и Запада. Произведения из коллекции
Вишневского представлены сегодня в Останкинском дворце-музее, Государственном
музее им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном
музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеях московского Кремля,
Музее истории города Москвы, Музее-усадьбе «Кусково», Музее-усадьбе
Архангельское, а также в региональных собраниях – Якутии, Рязани, Серпухова,
Перми, Курска.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1975 года Ф.Е.
Вишневскому было присвоено Почетное звание Заслуженного работника культуры
РСФСР.
Вишневский был первым из коллекционеров, чьё собрание (132
произведения) в 1964 году было поставлено на государственный учет.
Итогом собирательской деятельности Феликса Евгеньевича явилось создание
Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени в 1969 году. До конца
своих дней Вишневский оставался главным хранителем музея, который вместе с
особняком в Щетининском переулке, 10 был передан в дар городу Москве.