Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1
+7 (495) 959-11-03; pr@museum-tropinina.ru
Режим работы музея: Вт,Ср, Пт, Сб, Вс: 11.00 -19:00 Чт: 13.00-21:00 Выходной- Пн.

Часы работы

Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1
+7 (495) 959-11-03; pr@museum-tropinina.ru
Режим работы музея: Вт,Ср, Пт, Сб, Вс: 11.00 -19:00 Чт: 13.00-21:00 Выходной- Пн.

ГЛАВНЫЙ МУЗЫКАНТ НИКОЛАЕВСКОЙ ЭПОХИ

05 июня,13:46


ГЛАВНЫЙ МУЗЫКАНТ НИКОЛАЕВСКОЙ ЭПОХИ

🎻5 июня по новому стилю родился скрипач-виртуоз и автор официального гимна царской России «Боже, царя храни» Алексей Львов (25.05.1798 – 16.12.1870).

🎼Находящийся в собрании Музея Тропинина портрет Алексея Федоровича кисти Юзефа Олешкевича, видного живописца польского происхождения, является украшением выставки «Гостеприимство муз. Домашний салон в Москве XIX века». Сегодня мы расскажем вам о том, как складывался путь профессионального музыканта два столетия назад.

 

                                       

🎻 А.Ф. Львов родился в богатой семье, принадлежавшей к высшей русской аристократии. Его отец Федор Петрович занимал пост директора придворной Певческой капеллы. В детстве А.Ф. Львов обучался игре на скрипке у лучших педагогов Петербурга, продолжив занятия до 19 лет. Несмотря на одаренность Львова, родители не помышляли о его карьере музыканта-профессионала, и он продолжил занятия музыкой как любитель, совершенствуя свою игру самостоятельно даже во время обучения в Институте инженеров путей сообщения и военной службы.

🎼С 1826 г. Львов был адъютантом шефа корпуса жандармов Бенкендорфа. Продвинувшись по службе во время войны с Турцией, Львов сделался одним из приближенных Николая I, а также его придворным композитором. В 1833 году, по просьбе царя, Львов сочинил гимн, слова к которому написал поэт Жуковский.

🎻Во время поездок по Европе, Львов знакомится со многими выдающимися музыкантами. В Лейпциге Алексей Федорович сблизился с Мендельсоном, который организовал его выступление в известном концертном зале Гевандхауз. В 1840 г. Львов концертирует с Листом в Эмсе. Для русского аристократа публичное выступление считалось неприличным; на родине любителям дворянского происхождения разрешалось принимать участие только в благотворительных концертах. Когда Шуман услышал его игру в Лейпциге, то так отозвался о нем: «Если в русской столице найдутся еще такие любители, то иной артист мог бы там поучиться».

🎼После смерти Львова–старшего в 1836 г. его должность занял Алексей Федорович. В своем доме Львов организовывал музыкальные вечера. Вот как оценивал критик В. Ленц салон Львова: «Каждый образованный член петербургского общества знал этот храм музыкального искусства, посещаемый в свое время членами императорской фамилии и петербургским высшим светом; храм, соединявший долгие годы представителей власти, искусства, богатства, вкуса и красоты столицы».

🎻Эмоциональная игра Львова и великолепное владение инструментом поразили юного Михаила Ивановича Глинку, когда тот посетил один из домашних концертов известного музыканта. Каково же было его расстройство, когда много лет спустя, после назначения Алексея Федоровича на место директора придворной Певческой капеллы, между ними начались конфликты – Львов всячески давал почувствовать Глинке, что «на службе его величества» он не гениальный композитор, слава и гордость России, а чиновник, которому нужно строго соблюдать «табель о рангах» и должно подчиняться распоряжениям руководства. Ситуация разрешилась тем, что Глинка подал в отставку.

🎻В 1831 году Львов переработал «Stabat Mater» Перголези на полный оркестр с хором, за что был награжден почетными званиями в Петербурге, Берлине и Риме. Львов – автор нескольких опер. Лучшая из них – «Ундина» (по поэме Жуковского). Ее в 1846 году исполнили в Вене, где она была принята хорошо. Львовым написана также оперетта «Варвара». В 1858 году он издал теоретический труд «О свободном или несимметричном ритме». Также известны его скрипичные сочинения.

Материал подготовила ученый секретарь Ксения Рашковская.