Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1 Телефон: +7 (495) 959-11-03; pr@museum-tropinina.ru

Часы работы

Москва, Щетининский пер, 10, стр. 1 Телефон: +7 (495) 959-11-03; pr@museum-tropinina.ru

Выставка «А это чей портрет?» в пространстве In Artibus

02 февраля,12:29

На выставке «А это чей портрет?» представлено 70 живописных и графических работ ХVIII–ХIХ веков из собрания Музея Тропинина и частных коллекций.

Эта выставка посвящена одному жанру. Семьдесят лиц, почти столько же авторов — художников разного происхождения, способностей и социального статуса, из которых сложилось явление, известное под конвенциональным названием «русская школа». Выставка предлагает внимательно и неспешно рассмотреть элементы, составляющие эту школу, и взглянуть на художников сквозь призму портретного жанра — наиболее капризного, трудного, лукавого, ангажированного, но в итоге наиболее честного, поскольку этот субъективный жанр чаще всего не позволяет художнику скрыть свои намерения, отношение к миру, темперамент и меру таланта. Эта невольная честность открывается зрителю столетие спустя или больше — но искусство никуда не торопится.

Русские художники XVIII–XIX веков учились жадно. Надо было наверстать все, что русское искусство пропускало вплоть до XVIII века: изобретение масляной живописи, светские сюжеты, смену стилей, профессиональные организации художников, установления академии, соревнования честолюбий. Академики и вольные живописцы, старые приверженцы галантного жанра, молодые романтики и мастера бидермайера — все, кто нашел в себе достаточно энергии, авантюризма, корыстолюбия и любопытства приехать в Российскую империю, становились учителями русских художников, неосознанно помогая создать русскую школу, место которой в европейском искусстве было зарезервировано с рождения, как место дворянского отпрыска в гвардейском полку. Полифонические влияния европейцев, сплетаясь с монотонными, но по-народному внятными мелодиями отечественных талантов, превращаются в причудливый благообразный хор, феномен мировой художественной практики — русскую школу живописи.

Основная часть экспозиции — произведения, принадлежащие Музею В. А. Тропинина и московских художников его времени. Половина представленных в пространстве IN ARTIBUS портретов из фондов музея входила в коллекцию легендарного Феликса Вишневского. На выставке можно ознакомиться с работами кисти Василия Тропинина, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского и других.

Обрамлением и дополнением государственных сокровищ служат работы из частных коллекций: эталонной коллекции русского искусства Татьяны и Сергея Подстаницких, обширного собрания калининградского мецената Рустама Алиева, элегантной коллекции Татьяны Удрас и семейного собрания московского архитектора Евгения Асса.

Директор Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева: «Выставка „А это чей портрет?“ является для нашего музея одним из важнейших событий текущего года. Приглашение Инны Баженовой представить в пространстве фонда IN ARTIBUS произведения из собрания Музея Тропинина вместе с шедеврами из ее частного собрания, а также коллекций Татьяны и Сергея Подстаницких, Рустама Алиева, Татьяны Удрас и Евгения Асса стало творческим итогом профессионального партнерства частных и государственных институций. Символично, что Музей Тропинина был открыт на основе собрания Феликса Евгеньевича Вишневского ровно 50 лет назад. И вот спустя полвека мы получили прекрасную возможность создать в партнерстве с коллегами сложносоставной выставочный проект о тайнах портретной живописи».

Произведения из коллекции Инны Баженовой соответствуют сразу нескольким разделам экспозиции. Среди них — каноническая работа Федора Рокотова «Портрет неизвестной с фисташковыми лентами», пастель Алексея Венецианова «Портрет неизвестной с книгой», обнаруженная Ильей Зильберштейном в Париже в 1960-е и вернувшаяся на родину в 2009 году, парные портреты неизвестных супругов, созданные неизвестным художником, и загадочная работа Алексея Тыранова.

Основатель фонда IN ARTIBUS, коллекционер Инна Баженова: «Как коллекционер, я выступаю в этом проекте, скорее, наблюдателем с правом участия, поскольку мое собрание живописи не сосредоточено только на русской школе. Но эпоха становления русской школы — XVIII–ХIХ века — мне интересна во всей сложности ее взаимосвязей. Русское искусство я воспринимаю как часть европейского — тем более близким мне показался замысел выставки, основанный на том же принципе».