Вторник, среда: 10:00 - 18:00
Четверг: 13:00 - 21:00
Пятница, суббота, воскресенье: 10:00 - 18:00
Понедельник: выходной     
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
Телефон: +7 (495) 959-11-03

К 115-летию со дня рождения основателя Музея В.А.Тропинина Феликса Евгеньевича Вишневского (1903-1978)

Основатель Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Феликс Евгеньевич Вишневский родился в Москве 30 августа 1903 года.

Вишневский происходил из крупной, разветвленной семьи московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Бронзолитейная фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. Фабрика просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разнообразных изделий из бронзы: люстр, канделябров, часов, предметов церковной утвари. Помимо изготовления готовых изделий, фабрика занималась также золочением, никелированием, лужением, серебрением, бронзированием различных изделий, часовых корпусов в том числе. Несмотря на отсутствие собственной тематики в бронзовых композициях, изделия фабрики Вишневских получили золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже, а в 1903 году ее изделия экспонировались на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века было получено звание поставщиков Императорского двора. Интерьерная бронза фабрики, отличавшаяся пышностью и броскостью, особенной популярностью пользовалась в торгово-предпринимательской среде. Вишневские выполняли заказы на художественную бумагу (осветительные приборы) для богатых купеческих особняков, гостиниц и на монументальное (мемориальное) литье. Клеймом фабрики отмечались наиболее дорогие и неординарные изделия.

Отец собирателя — Евгений Феликсович Вишневский также родился в Москве. По профессии он был архитектор-художник и мастер прикладного искусства. Перед революцией состоял Председателем Московского художественного общества и после революции работал сотрудником Коллегии по делам музеев. Как коллекционер имел Охранные грамоты Комиссии по охране памятников искусства и старины, начиная с 1919 года. Умер Евгений Феликсович в 1923 году.

Атмосфера в семье была пропитана духом собирательства, и, будучи 17-летним юношей, под руководством отца Феликс начинает заниматься собирательской деятельностью. Страстный коллекционер, Вишневский вел весьма скромную жизнь.

Вишневский учился во 2-м Московском Реальном казенном училище (позднее 107 школа II ступени), которое окончил в 1920 году.

После революции Вишневский участвовал в работе Коллегии по делам музеев Наркомпроса, антикварно-художественного отделения Горпродукта и в музейном строительстве. В частности, в 1918 году в числе других специалистов он принял участие в организации Первого Пролетарского музея в Москве. В 1921 году Вишневский поступил в Московский Лесотехнический институт (его не окончил ввиду перевода института в Ленинград). В 1925-1928 годах Вишневский работал в Государственном историческом музее под руководством профессора В.К. Клейна и учился на факультете ИЗО Московского университета. Закончить учебу ему не удалось, в 1928 году он был лишен избирательных прав и сослан в Кострому. При этом у Вишневского изымается значительная часть коллекции, которая в дальнейшем попала в Государственный исторический музей. В Кострому Феликс Евгеньевич перевез небольшую часть из сохранившихся вещей и несколько ящиков с книгами, в том числе с комплектом журнала «Старые годы» и другой справочной литературой. Ему приходилось на этих книгах спать. С огромными сложностями, через биржу труда и костромское областное ГПУ, которому были необходимы специалисты для экспертизы конфискованных ценностей в богатых церквах и монастырях костромского края, он временно устроился консультантом при ОГПУ, а затем сделался научным сотрудником Костромского базового музея.

В 1934 году, в период высылки крупных музейных деятелей, связь Вишневского с музеями прервалась почти на четверть века — его преследовали увольнения и репрессии. Феликс Евгеньевич стал работать по своей второй специальности — инженером на Костромском фанерном заводе, продолжая собирательство, так как благодаря частым служебным командировкам нередко приходилось приезжать в Москву. В 1946-48 годах Вишневский был опять незаконно репрессирован с конфискацией имущества (прежде всего его собрания) и, пока разбиралось дело в апелляционных инстанциях, полтора года отсидел в лагере под Нерехтой. К счастью, все кончилось благополучно — восстановлением в правах и почти полным возвращением коллекции. Причем каждая вещь разыскивалась им с упорством и настойчивостью по спецскладам Министерства государственной безопасности. С 1948 года Вишневский живет в подмосковном городе Лосиноостровском, продолжает заниматься коллекционированием, приобретая вещи в комиссионных магазинах, скупках, у частных лиц, находя их на помойках и чердаках.

Работая в различных учреждениях, связанных с музейным делом, Феликс Евгеньевич профессионально подходил к формированию своей коллекции. Пути, которыми произведения приходили к нему, были самыми разными: приобретения через комиссионные магазины, поиски и находки. В его коллекцию вошли произведения многих живописцев – художников Москвы, русских и иностранцев, работавших в разнообразных жанрах. Основу его собрания составили живописные и графические произведения Василия Андреевича Тропинина – знаменитого художника первой половины XIX века, лидера московской художественной школы в области живописного портрета. Ценная часть его коллекции – это и собрание рисунков Тропинина, акварелей П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Брюллова и других знаменитых мастеров этого жанра XIX века. Были широко представлены произведения других видов изобразительного искусства: скульптуры и графики, декоративно-прикладного искусства.

Замечательный коллекционер был не только собирателем, но и знатоком русского и западноевропейского искусства, экспертом, консультантом, обладающим удивительным чутьем распознавать в плохо сохранившейся живописи или разбитой, с утратами, вазе высокохудожественное уникальное произведение. Именно такие “неухоженные” вещи привлекали Вишневского, он возвращал их к жизни с помощью реставраторов. Дар Вишневского по небольшому фрагменту представить целое был поистине уникален. Поэтому неудивительно, что в выброшенных на улицу частях деревянных конструкций он мгновенно узнал, например, итальянский шкаф XVI века, который сам отреставрировал и подарил Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Музей сегодня гордится этим шедевром декоративно-прикладного искусства.

Во 2-й половине 1950-х годов Вишневский тесно сближается с музеями Москвы, провинции, позже Ленинграда, участвует в систематических выставках в московском Центральном доме работников искусств и персональных выставках. В 1956-57 годы прошла его выставка уникальных вееров 18-19 веков в Останкинском дворце-музее. Веера уже не вернулись в коллекцию хозяина, а составили основу собрания вееров в Останкино. Это был один из его первых щедрых даров. В прессе появляются статьи и заметки о его коллекции, каталоги. Вишневский первым из коллекционеров добился с огромными усилиями в 1964 году постановки на государственный учет лучшей части своей коллекции – 132 произведений.

С 1958 по 1969 год Вишневский работал старшим научным сотрудником в Государственном музее А.С.Пушкина. С этого времени начинается его меценатская деятельность безвозмездной помощи и даров российским музеям. С 1956 по 1972 год Феликс Евгеньевич передал в дар другим музеям 684 экспоната (в т.ч. живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства России и Запада). В этот список вошли: Останкинский дворец-музей, Государственный музей А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, Музеи московского Кремля, Музей истории города Москвы, Музей-усадьба «Кусково», Музей-усадьба Архангельское, Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Министерство культуры СССР (Москва); музеи Якутии, Рязани, Серпухова, Перми, Курска, Чечено-Ингушетии, Горловки.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1975 года Ф.Е. Вишневскому было присвоено Почетное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

В 1960-х годах Ф.Е. Вишневский участвует в значительных выставках: 1962 год – выставка западноевропейского искусства в Курске, 1963 – там же – выставка акварелей и рисунков, в Доме-музее В.М. Васнецова в Москве – выставка произведений русского искусства второй половины ХIХ – начала ХХ веков и других.

Итогом собирательской деятельности и всей жизни Феликса Вишневского явилось создание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени в 1969 году. Работа над созданием музея была начата Вишневским не позднее 1960 года. В 1964 году коллекция Ф.Е. Вишневского была размещена в доме его старшего друга, московского собирателя и профессора Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова Н.Г.Петухова. 8 января 1969 года было принято решение Исполкома Моссовета о создании Музея В.А.Тропинина как филиала Останкинского дворца-музея творчества крепостных. До конца жизни Феликс Евгеньевич, занимавший должность заведующего сектором хранения Музея, вел активную научную деятельность. Скончался Феликс Евгеньевич Вишневский в городе Москве 5 декабря 1978 года.

Дело Ф.Е.Вишневского продолжают наши современники. Дарение и сегодня остается одним из основных источников пополнения фондов Музея В.А.Тропинина.

На открытии выставки замечательного художника Евгения Данилевского «Поэтика многообразия»  (из цикла «Традиции московской школы живописи») его жена Надежда Парфеновна Низковская преподнесла в дар Музею музыкальный инструмент арфу XIX века.

Участник проекта «Традиции московской школы живописи» Евгений Матько (доцент кафедры металла МГПА им. Строганова, член Московского союза художников и Творческого союза художников России) создал и передал в дар Музею эмальерное панно «В.А. Тропинин».

Художник Марианна Ребиндер, автор персональной выставки «Рождество. Праздник. Радость цвета» передала в дар Музею гравюру с работы В.А. Тропинина «Портрет К. Брюллова».
Недавно мы получили письмо от Марианны «Я чувствовала, что связь моя с Вашим музеем не ограничилась чудной выставкой, которую Вы мне подарили. И вот постоянно нахожу маленькие этому подтверждения. Разбирая очередной раз семейные документы, я нашла фотографию с портрета своего прапрадеда. Этот портрет висел в имении Лядно, которое перед революцией было продано Каменскому. Его внучка передала мне эту фотографию. К сожалению, дом был разрушен немцами во время войны. Находилось имение в Новгородской области и сейчас восстанавливается.
Посылаю Вам фотографию этого портрета работы Тропинина. Удивительно, правда?»

В сентябре 2018 года в Музее В.А.Тропинина будет открыта выставка, составленная из даров Феликса Евгеньевича Вишневского из фондов Музея В.А.Тропинина и Музея-усадьбы «Останкино».

Школьникам со всех регионов России предлагаем принять участие в конкурсе детского рисунка «Музей глазами детей». Этот конкурс является одним из событий в рамках юбилейных мероприятий, посвященных основателю Музея В.А.Тропинина Феликсу Евгеньевичу Вишневскому.

Мы приглашаем Вас посетить Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, созданный Феликсом Евгеньевичем Вишневским.

Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный.
Ближайший бесплатный день: 21 Октября 2018 г.
События
«Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени» поздравляет с Днем лицеиста

Александр Сергеевич Пушкин не очень любил позировать художникам. Именно по этой причине так мало его портретов, написанных с натуры. Один из самых известных принадлежит кисти Василия Тропинина. На нем поэт изображен в халате с расстегнутым воротом белой рубашки и небрежно повязанным шарфом. Именно это изображение часто можно встретить в школьных кабинетах литературы и учебниках. По […]

Подробнее...
Современные технологии в «Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени»

Дорогие друзья! Наш музей присоединился к проекту @Artefact. Бесплатное приложение с технологией дополненной реальности позволит провести самостоятельную экскурсию, сделает ее интересной и познавательной. С помощью интерактивного гида посетители смогут рассмотреть экспонаты на близком расстоянии. Смартфон также акцентирует внимание на деталях, которые сразу не видны, демонстрирует авторские эскизы и то, как выглядели работы до реставрации. Кроме […]

Подробнее...
Лекция «Видеть и понимать скульптуру» в рамках программы «Главный хранитель. От первого лица»

Друзья, в эту субботу, 20 октября, в 16:00 мы приглашаем вас  на лекцию «Видеть и понимать скульптуру» кандидата искусствоведения Елены Кукиной! «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее…». Так ответил Огюст Роден на вопрос своего ученика, который спросил у Мастера, в чем именно заключается искусство скульптора. Похожее по смыслу высказывание было и […]

Подробнее...
В «Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени» стартовал проект «История одного шедевра»

В «Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени» стартовал проект «История одного шедевра». Публике представили портрет Варвары Лизогуб кисти Василия Тропинина из частного собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Более полувека в семье Лизогубов хранились два разных портрета этой писательницы из старинного дворянского рода малороссийского происхождения. В 1901 году картины предложили приобрести Русскому музею. Сделка […]

Подробнее...
В Музее В.А. Тропинина состоялись лекции

Как узнать настоящих москвичей? Какими качествами они обладают? Считается ли коренными москвичом человек, проживший 10 лет в столице? Об этом на лекции рассказала Галли Монастырева — президент Региональной общественной организации по сохранению культурного исторического наследия «Москва и москвичи». Вечер четверга стал для посетителей Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени по-настоящему увлекательным. Искусствовед,  лауреат премии […]

Подробнее...
В пятницу в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени встречали Полину Виардо

В пятницу в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени встречали Полину Виардо. Ее портрет кисти Е. Плюшара ненадолго вернулся в родные стены. Пользуясь случаем, мы запустили арт-проект «Портрет портрета», посвященный знаменитому изображению оперной дивы. Мы постарались отобразить атмосферу, в которой была написана картина. Для этого  был создан аудиовизуальный ряд. Смысловой центр выставки – […]

Подробнее...
Торжественное открытие арт-проекта «Портрет портрета. Полина Виардо» уже сегодня!

Дорогие друзья! Напоминаем вам, что сегодня, в связи с открытием арт-проекта «Портрет портрета», музей работает до 21:00, и мы ждем всех вас в гости на музыкально-поэтический вечер заслуженной артистки РФ Нины Шацкой! Начало в 19:00. До встречи в музее!

Подробнее...
Арт-проект «Портрет портрета. Полина Виардо»

«На днях …получено из Парижа, от г-на Виардо известие, что жена его г-жа Виардо-Гарсиа… приедет сюда в первой половине октября…» («Санкт-Петербургские ведомости», сентябрь 1843) Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени подготовил для своих гостей арт-проект «Портрет портрета», посвященный знаменитому изображению Полины Виардо кисти Евгения Плюшара. Эта картина из нашего собрания, подобно знаменитой оперной […]

Подробнее...