Вторник, среда: 10:00 - 18:00
Четверг: 13:00 - 21:00
Пятница, суббота, воскресенье: 10:00 - 18:00
Понедельник: выходной     
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
Телефон: +7 (495) 959-11-03

К 115-летию со дня рождения основателя Музея В.А.Тропинина Феликса Евгеньевича Вишневского (1903-1978)

Основатель Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Феликс Евгеньевич Вишневский родился в Москве 30 августа 1903 года.

Вишневский происходил из крупной, разветвленной семьи московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Бронзолитейная фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. Фабрика просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разнообразных изделий из бронзы: люстр, канделябров, часов, предметов церковной утвари. Помимо изготовления готовых изделий, фабрика занималась также золочением, никелированием, лужением, серебрением, бронзированием различных изделий, часовых корпусов в том числе. Несмотря на отсутствие собственной тематики в бронзовых композициях, изделия фабрики Вишневских получили золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже, а в 1903 году ее изделия экспонировались на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века было получено звание поставщиков Императорского двора. Интерьерная бронза фабрики, отличавшаяся пышностью и броскостью, особенной популярностью пользовалась в торгово-предпринимательской среде. Вишневские выполняли заказы на художественную бумагу (осветительные приборы) для богатых купеческих особняков, гостиниц и на монументальное (мемориальное) литье. Клеймом фабрики отмечались наиболее дорогие и неординарные изделия.

Отец собирателя — Евгений Феликсович Вишневский также родился в Москве. По профессии он был архитектор-художник и мастер прикладного искусства. Перед революцией состоял Председателем Московского художественного общества и после революции работал сотрудником Коллегии по делам музеев. Как коллекционер имел Охранные грамоты Комиссии по охране памятников искусства и старины, начиная с 1919 года. Умер Евгений Феликсович в 1923 году.

Атмосфера в семье была пропитана духом собирательства, и, будучи 17-летним юношей, под руководством отца Феликс начинает заниматься собирательской деятельностью. Страстный коллекционер, Вишневский вел весьма скромную жизнь.

Вишневский учился во 2-м Московском Реальном казенном училище (позднее 107 школа II ступени), которое окончил в 1920 году.

После революции Вишневский участвовал в работе Коллегии по делам музеев Наркомпроса, антикварно-художественного отделения Горпродукта и в музейном строительстве. В частности, в 1918 году в числе других специалистов он принял участие в организации Первого Пролетарского музея в Москве. В 1921 году Вишневский поступил в Московский Лесотехнический институт (его не окончил ввиду перевода института в Ленинград). В 1925-1928 годах Вишневский работал в Государственном историческом музее под руководством профессора В.К. Клейна и учился на факультете ИЗО Московского университета. Закончить учебу ему не удалось, в 1928 году он был лишен избирательных прав и сослан в Кострому. При этом у Вишневского изымается значительная часть коллекции, которая в дальнейшем попала в Государственный исторический музей. В Кострому Феликс Евгеньевич перевез небольшую часть из сохранившихся вещей и несколько ящиков с книгами, в том числе с комплектом журнала «Старые годы» и другой справочной литературой. Ему приходилось на этих книгах спать. С огромными сложностями, через биржу труда и костромское областное ГПУ, которому были необходимы специалисты для экспертизы конфискованных ценностей в богатых церквах и монастырях костромского края, он временно устроился консультантом при ОГПУ, а затем сделался научным сотрудником Костромского базового музея.

В 1934 году, в период высылки крупных музейных деятелей, связь Вишневского с музеями прервалась почти на четверть века — его преследовали увольнения и репрессии. Феликс Евгеньевич стал работать по своей второй специальности — инженером на Костромском фанерном заводе, продолжая собирательство, так как благодаря частым служебным командировкам нередко приходилось приезжать в Москву. В 1946-48 годах Вишневский был опять незаконно репрессирован с конфискацией имущества (прежде всего его собрания) и, пока разбиралось дело в апелляционных инстанциях, полтора года отсидел в лагере под Нерехтой. К счастью, все кончилось благополучно — восстановлением в правах и почти полным возвращением коллекции. Причем каждая вещь разыскивалась им с упорством и настойчивостью по спецскладам Министерства государственной безопасности. С 1948 года Вишневский живет в подмосковном городе Лосиноостровском, продолжает заниматься коллекционированием, приобретая вещи в комиссионных магазинах, скупках, у частных лиц, находя их на помойках и чердаках.

Работая в различных учреждениях, связанных с музейным делом, Феликс Евгеньевич профессионально подходил к формированию своей коллекции. Пути, которыми произведения приходили к нему, были самыми разными: приобретения через комиссионные магазины, поиски и находки. В его коллекцию вошли произведения многих живописцев – художников Москвы, русских и иностранцев, работавших в разнообразных жанрах. Основу его собрания составили живописные и графические произведения Василия Андреевича Тропинина – знаменитого художника первой половины XIX века, лидера московской художественной школы в области живописного портрета. Ценная часть его коллекции – это и собрание рисунков Тропинина, акварелей П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Брюллова и других знаменитых мастеров этого жанра XIX века. Были широко представлены произведения других видов изобразительного искусства: скульптуры и графики, декоративно-прикладного искусства.

Замечательный коллекционер был не только собирателем, но и знатоком русского и западноевропейского искусства, экспертом, консультантом, обладающим удивительным чутьем распознавать в плохо сохранившейся живописи или разбитой, с утратами, вазе высокохудожественное уникальное произведение. Именно такие “неухоженные” вещи привлекали Вишневского, он возвращал их к жизни с помощью реставраторов. Дар Вишневского по небольшому фрагменту представить целое был поистине уникален. Поэтому неудивительно, что в выброшенных на улицу частях деревянных конструкций он мгновенно узнал, например, итальянский шкаф XVI века, который сам отреставрировал и подарил Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Музей сегодня гордится этим шедевром декоративно-прикладного искусства.

Во 2-й половине 1950-х годов Вишневский тесно сближается с музеями Москвы, провинции, позже Ленинграда, участвует в систематических выставках в московском Центральном доме работников искусств и персональных выставках. В 1956-57 годы прошла его выставка уникальных вееров 18-19 веков в Останкинском дворце-музее. Веера уже не вернулись в коллекцию хозяина, а составили основу собрания вееров в Останкино. Это был один из его первых щедрых даров. В прессе появляются статьи и заметки о его коллекции, каталоги. Вишневский первым из коллекционеров добился с огромными усилиями в 1964 году постановки на государственный учет лучшей части своей коллекции – 132 произведений.

С 1958 по 1969 год Вишневский работал старшим научным сотрудником в Государственном музее А.С.Пушкина. С этого времени начинается его меценатская деятельность безвозмездной помощи и даров российским музеям. С 1956 по 1972 год Феликс Евгеньевич передал в дар другим музеям 684 экспоната (в т.ч. живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства России и Запада). В этот список вошли: Останкинский дворец-музей, Государственный музей А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, Музеи московского Кремля, Музей истории города Москвы, Музей-усадьба «Кусково», Музей-усадьба Архангельское, Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Министерство культуры СССР (Москва); музеи Якутии, Рязани, Серпухова, Перми, Курска, Чечено-Ингушетии, Горловки.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1975 года Ф.Е. Вишневскому было присвоено Почетное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

В 1960-х годах Ф.Е. Вишневский участвует в значительных выставках: 1962 год – выставка западноевропейского искусства в Курске, 1963 – там же – выставка акварелей и рисунков, в Доме-музее В.М. Васнецова в Москве – выставка произведений русского искусства второй половины ХIХ – начала ХХ веков и других.

Итогом собирательской деятельности и всей жизни Феликса Вишневского явилось создание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени в 1969 году. Работа над созданием музея была начата Вишневским не позднее 1960 года. В 1964 году коллекция Ф.Е. Вишневского была размещена в доме его старшего друга, московского собирателя и профессора Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова Н.Г.Петухова. 8 января 1969 года было принято решение Исполкома Моссовета о создании Музея В.А.Тропинина как филиала Останкинского дворца-музея творчества крепостных. До конца жизни Феликс Евгеньевич, занимавший должность заведующего сектором хранения Музея, вел активную научную деятельность. Скончался Феликс Евгеньевич Вишневский в городе Москве 5 декабря 1978 года.

Дело Ф.Е.Вишневского продолжают наши современники. Дарение и сегодня остается одним из основных источников пополнения фондов Музея В.А.Тропинина.

На открытии выставки замечательного художника Евгения Данилевского «Поэтика многообразия»  (из цикла «Традиции московской школы живописи») его жена Надежда Парфеновна Низковская преподнесла в дар Музею музыкальный инструмент арфу XIX века.

Участник проекта «Традиции московской школы живописи» Евгений Матько (доцент кафедры металла МГПА им. Строганова, член Московского союза художников и Творческого союза художников России) создал и передал в дар Музею эмальерное панно «В.А. Тропинин».

Художник Марианна Ребиндер, автор персональной выставки «Рождество. Праздник. Радость цвета» передала в дар Музею гравюру с работы В.А. Тропинина «Портрет К. Брюллова».
Недавно мы получили письмо от Марианны «Я чувствовала, что связь моя с Вашим музеем не ограничилась чудной выставкой, которую Вы мне подарили. И вот постоянно нахожу маленькие этому подтверждения. Разбирая очередной раз семейные документы, я нашла фотографию с портрета своего прапрадеда. Этот портрет висел в имении Лядно, которое перед революцией было продано Каменскому. Его внучка передала мне эту фотографию. К сожалению, дом был разрушен немцами во время войны. Находилось имение в Новгородской области и сейчас восстанавливается.
Посылаю Вам фотографию этого портрета работы Тропинина. Удивительно, правда?»

В сентябре 2018 года в Музее В.А.Тропинина будет открыта выставка, составленная из даров Феликса Евгеньевича Вишневского из фондов Музея В.А.Тропинина и Музея-усадьбы «Останкино».

Школьникам со всех регионов России предлагаем принять участие в конкурсе детского рисунка «Музей глазами детей». Этот конкурс является одним из событий в рамках юбилейных мероприятий, посвященных основателю Музея В.А.Тропинина Феликсу Евгеньевичу Вишневскому.

Мы приглашаем Вас посетить Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, созданный Феликсом Евгеньевичем Вишневским.

Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный.
Ближайший бесплатный день: 17 Марта 2019 г.
События
Ежегодная экологическая акция «Час земли в Москве»

«Час Земли» — это ежегодное международное событие которое призывает частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения выключить электричество на один час, чтобы продемонстрировать свою заинтересованность в решении проблем, связанных с изменением климата. Цель предстоящей Акции — привлечение внимания горожан к бережному использованию энергетических ресурсов, а также повышение международного авторитета города Москвы как крупного мегаполиса, […]

Подробнее...
День бесплатного посещения

Друзья, вы, конечно знаете, что каждое третье воскресенье месяца вход в столичные музеи бесплатный. Просто напоминаем, что ближайшая дата – 17 февраля. До закрытия наших выставочных проектов «Собирательный образ» и «Собирательный образ. Пейзаж» остаётся ровно неделя. С 25 февраля по 01 марта музей будет закрыт на реэкспозицию, а уже 2 марта мы представим юбилейную выставку […]

Подробнее...
«Цветочный этикет». Лекция историка Эли Басмановой

24 февраля, в воскресенье, в 15.00 в Музее В. А. Тропинина выступит историк Эля Басманова. Будем говорить о цветочном этикете. Посетители узнают, какое место в жизни дворян занимали усадебные парки, как выглядели цветочные детали модных причесок и шляпок в разные исторические эпохи, какие тайные послание составляли влюбленные с помощью роз, тюльпанов и лилий; изучат правила […]

Подробнее...
Необычные вопросы о русском языке

Какие вопросы о русском языке мы задаём лингвистам? И какие интересные открытия совершают сотрудники справочных служб русского языка, отвечая на эти вопросы? Связаны ли между собой бараны и баранки, уши и подушка, чай и чайки? Как писать слово «уикенд» и правда ли, что правила русского языка сейчас упростились? Об этом 17 февраля, в воскресенье, расскажет […]

Подробнее...
Увидеть невидимое

Наш музей активно поддерживает инклюзивные программы. С радостью сообщаем, что теперь у нас появилась тактильная копия одной из самых известных работ В. А. Тропинина — «Кружевница». К ней есть подробное описание, сделанное рельефно-точечным шрифтом Брайля. Тактильные картины сегодня позволяют незрячим и слабовидящим людям знакомиться с шедеврами живописи, распознавать черты лица и элементы одежды персонажей, детали […]

Подробнее...
Перформанс любящих сердец

14 Февраля в Музее Тропинина появится почта любовных пожеланий. Принять участие в перформансе может каждый, кто придет в наш музей. В холле музея будет установлен большой мольберт. На белом полотне гостям предлагается нарисовать сердечко с именем любимого человека. Затем художник Александр Белугин превращает холст в произведение современного искусства. В финале – коллективное фото и селфи. […]

Подробнее...
Музей В.А.Тропинина объявляет открытый конкурс изобразительного искусства «ПОРТРЕТ»

Друзья, в этом году наш музей отмечает 50-летие со дня основания, и поэтому мы приняли решение об увеличении числа конкурсных номинаций. Мы приглашаем к участию художников-любителей всех возрастов. Конкурс 2019 года посвящен портретному жанру, а именно портретная галерея легла в основу собрания музея. Желаем удачи всем участникам! ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОРТРЕТ Авторская […]

Подробнее...
«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»

«Занимательные истории о русском костюме XIX века» — лекция Татьяны Нагорских, историка костюма, кандидата философских наук, автора журнала «Русский мир», автора видеокурса лекций. Посетители узнают: как русские дворянки стали носить «античные» одежды; как менялись сарафаны крестьянок; про шали, стоившие целые состояния; а также чем «ретикюль» отличается от «ридикюля»; про «русское платье» в придворной моде и […]

Подробнее...