Вторник, среда: 10:00 - 18:00
Четверг: 13:00 - 21:00
Пятница, суббота, воскресенье: 10:00 - 18:00
Понедельник: выходной     
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
Телефон: +7 (495) 959-11-03

Выставки

«Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени» представляет  выставку-инсталляцию «Собирательный образ».

Проект  демонстрирует коллекцию основателя музея Феликса Вишневского такой, какой она была еще при его жизни. Собрание носило накопительный характер: женские и мужские портреты, образы детей, жанровые сцены.

«Каждый зал найдет свой цвет из колористической палитры московских усадебных интерьеров позапрошлого века, для каждой выставки будет создаваться своя этикетажная система», — рассказывает о выставке куратор Юрий Аввакумов.

«Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени» —  это визитная карточка нашей столицы, профильный художественный музей с уникальной коллекцией. Главной интригой этой осени станет пополнение нашей коллекции редкой «жемчужиной» — одной из первых картин кисти Тропинина. Это будет событием акции «Ночь Искусств».

«Принцип реэкспозиции сейчас доминирует  в нашей деятельности, мы собираемся показать наиболее интересные работы из наших запасников. Ребрендинг музея отражает передовые тенденции, связанные с новыми музейными стандартами и графическими решениями. Шестого сентября, накануне Дня города, появятся новые вывески, этикетки и абсолютно новое оформление музея», — говорит директор музея Ольга Журавлева.

«Собирательный образ» — первый проект, открывающий череду последующих выставок, главным принципом которых станет постоянная ротация фондов.

Над выставкой-инсталляцией работал архитектор, действительный член Российской академии художеств Юрий Аввакумов, колористический проект разрабатывала московский живописец Алена Кирцова.

 

 

 

 

 

Прадеды Победы

«Как много было тех героев, чьи неизвестны имена…»

Выставка «ПРАДЕДЫ ПОБЕДЫ» приурочена  к празднованию 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и ко Дню Герба и Флага города Москвы (6 мая) – ведь на них изображён Георгий Победоносец – небесный покровитель русского воинства.

Основная задача выставки – не только отметить памятные даты для всего российского народа, но и привлечь внимание к типологии военного портрета, который был чрезвычайно популярен в XIX веке. Данный тип портрета не так часто появляется на специализированных художественных выставках. Выставочный проект предлагает всмотреться в лица защитников Родины конца XVIII – начала XX века.

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени располагает уникальной коллекцией портретной живописи. Более двух третей фонда живописи — это портреты. В коллекции имеются так называемые неизвестные, имена которых ныне забыты. Это произошло в силу объективных исторических и социальных причин, связанных с массовой миграцией населения в революционные годы, распадом семей, утратой семейных художественных собраний и их перепродажей на протяжении ХХ века.

Каждый портрет уникален, на нем изображен конкретный человек как носитель исторической памяти, социальных особенностей и культурных традиций эпохи, к которой он принадлежал. Ведь эпоху характеризует не только время создания портрета, определяемое с помощью технологической экспертизы, но и платье, причёска изображенного человека, антураж, в котором он представлен (часто несущий символические смыслы), его поза, жест и даже выражение его лица.

Именно поэтому мы считаем возможным поставить перед собой и перед зрителем сложную и долговременную задачу: представить в серии тематических выставок «портреты неизвестных» и попытаться раскрыть некоторые тайны «забытых имён».

На выставке и через социальные сети мы предложим нашим коллегам – историкам, искусствоведам, сотрудникам музеев и частным коллекционерам, просто любителям искусства и истории принять участие в определении некоторых моделей на портретах XIX века. По результатам активные участники этих исследований будут награждены призами от имени Музея В.А.Тропинина.

Одним из экспонатов выставки будет портрет русского полководца Александра Васильевича Суворова кисти художника Дмитрия Григорьевича Левицкого*. Портрет из серии кавалеров Ордена Святого Владимира  1786 года. Мы видим на Суворове составляющие Ордена Святого Владимира 1-й степени: ленту через правое плечо и звезду на левой стороне груди; Ордена Святого Георгия 2-й степени: большой крест на шейной ленте и звезду на левой стороне груди, звезду ордена Святого Александра Невского.

На выставке будут представлены экспонаты из фонда Музея В.А.Тропинина и частных коллекций.

Билет на выставку 100 рублей (для льготных категорий 50 рублей).

Адрес Музея В.А.Тропинина: Москва, Щетининский пер., д.10, стр.1 (м.Полянка)

«Темное царство или свет из сердца?» Знакомство с образами и типами купеческого портрета

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени располагает интересной коллекцией купеческих портретов первой половины XIX века. Знакомство с ней даёт представление об этом своеобразном явлении в русском искусстве.

Портрет всегда играл важную роль в самоутверждении личности, поддержании престижа рода. Каждое сословие — дворяне, купечество, мещане — стремилось сохранить для потомков свои изображения. Часто такие портреты выполнялись малоизвестными мастерами, крепостными или свободными художниками, иногда самоучками, создавшими направление в искусстве условно называемое «примитивом» или «наивным реализмом». На выставке, наряду с работами В.А.Тропинина, можно увидеть редко экспонируемые произведения таких художников, как П.А. Дубровин, В.Е. Астрахов, Н.Д. Мыльников, Н.Д. Шпревич, Г. Цоболи, Р.К. Жуковский и целого ряда неизвестных художников.

Жанр купеческого портрета сформировался под воздействием вкусов и требований заказчиков. У купцов прежде всего ценилось портретное сходство. Естественным состоянием модели считалось позирование. Вместе с человеком «позировали» и предметы: украшения, медаль, шаль на плечах, раскрытая книга, чернильный прибор. Одна или несколько медалей — характерная деталь купеческих портретов. Особенно ценились те, которые вручались за благотворительную деятельность. Необходимость благотворения стала для купечества нормой. Купцы вносили крупные суммы на помощь бедным, на развитие культуры, строительства.

Большое распространение в первой половине XIX века получили парные портреты супругов, что было связано с приверженностью к патриархально-семейным ценностям. На выставке можно увидеть редко встречающуюся купеческую миниатюру, поскольку изысканные изображения на пластинках слоновой кости — миниатюры — были распространены в дворянской среде. Для купечества миниатюра была чуждой и редко встречалась в купеческих домах.

Произведения декоративно-прикладного искусства прекрасно дополняют экспозицию.  Также представлены документы, предметы быта.

На нашей выставке появляется наглядная возможность вообразить, каким было не только «темное царство», как у нас повелось называть русского купца XIX века – излюбленного героя комедии А.Н. Островского. В России, в Москве, особенно, жило и делало государственное, и вообще, великое жизненное дело воистину именитое купечество – «светлое царство» русское.

В выставочном проекте представлены экспонаты из Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, единственного в России музея, хранящего в своих стенах историю издревле почитаемых на Руси меценатства и благотворительности, а также работы из собраний частных коллекционеров.

«Поэтика многообразия»
к 90-летию художника Евгения Данилевского

 


Пастели Марианны Ребиндер. «Рождество. Праздник. Радость цвета.»

На выставке «Рождество. Праздник. Радость цвета.» представлены работы в технике масляной пастели.
Сказочный мир художницы Марианны Ребиндер, Рождества и Венецианского карнавала дает почувствовать взрослым и детям мир любви, добра и взаимопонимания.
Ждем вас на праздник!
Выставка работает с 16 декабря 2017 по 14 января 2018

Марианна происходит из древнего рода Ребиндер. Мать ее отца, приходилась внучкой скульптору Ивану Петровичу Мартосу, ректору Петербургской Академии художеств и автору памятника Минину и Пожарскому.  Сам Петр Александрович Ребиндер, ее отец, всемирно известный ученый, академик . Он очень любил гравюры, ценил старые книги и привил этот интерес дочери.  Семья со стороны матери происходит так же из старинного рода Желтухиных. Ее прабабушка внучка знаменитого архитектора, итальянца, Николая Арнольди получила профессиональное художественное образование в Париже. Брат деда Марианны – известный реставратор Борис Васильевич Желтухин .
Теперь я хочу сказать о работах, показанных на этой выставке. Меня всегда, с раннего детства, привлекал театр. Сильное влияние оказал на меня первый в жизни спектакль «Синяя птица». Родители старались нам с сестрой показать прекрасные спектакли. «Садко» в Большом помню, как сейчас. Еще в театрах меня привлекали макеты зала. В фойе были расставлены ящички, изображающие зрительный зал со сценой. На сцене был занавес, декорации и несколько фигур. Я до сих пор жалею, что теперь они исчезли. Вот эти макеты магическим образом притягивали меня, но я стеснялась этого, считая несерьезным увлечением.
Вообще игры в «театрики», как их называли мои бабушки, были самыми любимыми. Я постоянно делала из картонных коробок дома и их внутренность. Кроме того я обожала клеить всякую мелочь. Мы с бабушкой делали модели из детских календарей. Это были машины, паровозы и кукольная мебель. Я очень любила это занятие.
И вот теперь я с радостью делаю игры из бумаги. Поиграв, можно все собрать и сложить в папку и игра не займет места. Прикладные виды искусств тоже привлекали с детства. Пасхальные яйца у нас дома всегда раскрашивали. Мама даже раскрашивала белые яйца цветными карандашами. А уж когда появились краски по стеклу, от этого не удержаться.
Однажды я  попала в Венецию, в последний день Карнавала. Разве это зрелище может кого-нибудь оставить равнодушным? Вспоминаются дачные маскарады и наши елки с шарадами.
Рождество – праздник, любимый с детства. Он всегда остается, как самое большое чудо в жизни.  К этой выставке мы подобрали самые радостные работы, ведь Рождество это праздник, в который каждый взрослый может снова почувствовать себя ребенком.
М. Р.

Фоторепортаж с открытия выставки


  

  

  

  

«Лицо собак» достойно восхищения…
Наша зимняя выставка посвящена одному из наиболее часто воспроизводимых в живописи и в декоративно-прикладном искусстве
образов животных  — собаке.

Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом. В искусстве она традиционно является аллегорическим символом верности, преданности и бдительности.
Многие великие европейские мастера, такие как  Леонардо да Винчи, Антонио Моро, Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер,  Ренуар, Пикассо, Жоан Миро, Альберто Джакометти  изображали собаку в своих творениях.

  

До изобретения фотографии очень часто знатные люди на портретах изображались вместе с их собаками. На картине знаменитого русского художника А. П. Брюллова изображена русская княгиня Н. С. Голицына с брабантским булленбейсером.   В  Государственном русском музее  хранится известный портрет Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева, на котором певец изображён  с  белым французским бульдогом.
В собрании музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, а также в частных собраниях нашлось немало изображений четвероногих друзей и их именитых и не очень владельцев. Портреты людей с домашними любимцами представлены в живописи, в графике и декоративно- прикладном искусстве.

 

2018 год по китайскому календарю будет годом собаки. Нам показалось уместным посвятить новогоднюю выставку теме вечной дружбы человека и собаки. Её название —  «Лицо собак» достойно восхищения», родилось во время отбора предметов  к экспозиции. С картины художника Павла Колендаса «Мальчик с собакой на фоне Красных ворот в Москве» на нас смотрела улыбающаяся белозубая мордашка длинношёрстной собачки . Художнику удалось передать человеческий, наделённый психологизмом  взгляд собаки, направленный, как взгляд мальчика, прямо на зрителя.
Выставка представляет стройную вереницу прекрасных трогательных образов .
На выставке демонстрируется фарфоровая скульптура частных русских заводов и мануфактур Западной Европы.  «Фарфоровые куклы», на которых собака подчас  больше человеческой фигурки. Французская чашка с надписью «La fidelite»(с французского – верность) для обсуждения черт  характера за  послеполуденной беседой.
«Лица собак», которые Вы увидите на нашей выставке, надеемся не оставят вас равнодушными.
Взаимоотношения людей с животными отражают красоту самого чудесного, что есть на свете – гармонию мироздания.
Давайте пожелаем, чтобы в новом 2018 году мы  находились под защитой  преданного, верного  и милого создания – собаки.


3 января 2018 года на канале «Культура» был показан сюжет о картинах с изображением собак в музеях Москвы. Одним из мест, куда приехали журналисты, стал Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, в котором до 18 февраля 2018 года проходит выставка «Лицо собак» достойно восхищения». С сюжетом можно ознакомиться на сайте телеканала:

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/211425

  

 Английская сказка в гостях у русской зимы

  

  

  

  

Рождество – самый тихий, светлый и благостный праздник. Он приносит свет и благодать в наши души и неизбывную потребность поделиться душевным теплом со всем миром. За оком идет снег, горят рождественские свечи, в камине набирает силу огонь, на столе дышит ароматом пирог, испеченный по рецепту, известному только нашим бабушкам… Разве это не время для сказки, для воплощения наших самых несбыточных снов? Замечательный поэт-переводчик С. Я. Маршак писал, что память детства драгоценна для человека. То, что запомнилось с детства – не забывается всю жизнь, в том числе и первые поэтические строки, оставшиеся с нами с детства навсегда – в судьбе. С. Я. Маршак в юности учился в Англии, где в совершенстве овладел английским языком. Он любил эту удивительную страну, Англию, всем сердцем. Много путешествовал пешком, и уже тогда, переводил баллады и тексты народных песен. Благодаря искусству перевода, в нашу жизнь вошла английская детская литература, поэзия: сказки, загадки, пословицы, детские песни и считалки старой доброй Англии. Они объединены под общим названием «Сказки матушки Гусыни». Самые известные стихи: «Шалтай-болтай», «Дидл-дон», «Где ты была сегодня, киска», «Чудеса в решете», «Дом который построил Джек» и др. Переводы звучат так, будто изначально они были написаны на нашем родном русском языке. Сам поэт стал писать с четырех лет, он познакомил нас не только с поэзией, но и с детским театром, написал пьесы «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка). В домашних инсценировках, порой, участвует вся семья.

Английская детская литература одна из самых замечательных в мире, она главенствовала на протяжении долгих лет правления Виктории с девятнадцатого столетия и на протяжении двадцатого века. В 1866 году в Лондоне родилась удивительная писательница Беатрис Потер (умерла в 1943 году). В ее детской комнате жили кролики, мыши, ежик, и, даже, летучая мышь; наблюдая за ними, она их рисовала, изображая одетыми в сюртуки и платья. У Беатрис было два домашних кролика, одного из которого звали Питер, она брала его с собой повсюду, облачив в голубую курточку. Она написала о нем свою первую сказку с собственными иллюстрациями – самую известную в мире «сказка о кролике Питере», впервые она была напечатана в Лондоне в далеком 1902 году. Первая сказка Беатрис Потер, переведенная на русский язык, называлась «Ухти-Пухти», вышла в 1961 году. В январе 1995 года на телеканале ОРТ был показан сериал английских мультфильмов, назывался «Питер Пуш и его друзья» (стихи в переводе С. Я. Маршака). В 2006 году вышел художественный фильм, где главную роль сыграла Рене Зеллвегер. В 1980 году в Лондоне, вышла книга «Ежевичная поляна» писательницы и художницы Джил Барклем. Эта книга – удивительная история о жизни мышек, о дружбе, взаимовыручке, верности, умении вести свое хозяйство, заниматься рукоделием, устраивать праздники, рождественские карнавалы, дни рождения и свадьбы. Писательница подробно изучила историю быта и традиций английской деревни девятнадцатого века, прежде чем стала писать свои первые сказки о мышах из поместья «Ежевичная поляна». Одежду, которую носят мышки, они прядут на ткацких станках, а муку для хлеба мелят на водяной мельнице. По многим деталям книги можно было узнать быт прошлого. Все кушанья, которые готовят мышки на своих кухнях, писательница пробовала начать готовить сама, чтобы убедиться, что они и правда вкусные. Успех книги был невероятен и повлек за собой широкий ассортимент товаров с символами «ежевичной поляны». Фарфоровые статуэтки и посуда от «Royal Dulton» быстро стали коллекционными. В 1996 году, на экраны в Великобритании, а затем и мировые экраны, вышел мультсериал, по данному произведению.

Повзрослев, мы не расстаемся с английской литературой, в нашу жизнь входит Алиса в стране чудес Льюиса Кэрролла, «Ветер в Ивах» сказочная повесть шотландского писателя Кэннот Грэма, которая впервые была издана в Англии в 1908 году, сказка повествует о жизни  и о приключениях четырех персонажей: Рэт (водяная крыса), мистер Крот, мистер Барсук и мистер Тоуд (жаба).

Выставка работает с  5 декабря 2017 г. по 15 января 2018 года.

Выставка акварельного портрета П.Ф. Соколова
С 6 сентября по 3 декабря 2017 года
«… Не всякому, конечно, известно, что П.Ф. Соколов, так сказать, создатель акварельной живописи на бумаге. Русское общество, по какому-то странному небрежению ко всему туземному, проглядывает в своей жизни такие явления, из которых французы или немцы создали бы весьма видное место в своем формулярном списке заслуг, оказанных человечеству». ( А.Соколов// Русская старина: журнал. — Санкт-Петербургъ, 1882. — Т.33, № 3. — С.637)

Первая монографическая выставка Петра Соколова прошла в  Государственном музее А.С.Пушкина в 2003 году. Она собрала около 200 работ из наиболее крупных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, частных коллекций, в том числе зарубежных. С 2003 года работы Соколова участвовали в разных сборных выставках, но воедино в персональную выставку больше не собирались.

  

6 сентября в выставочных залах Музея состоится открытие уникальной выставки акварельного портрета П.Ф. Соколова, где будут представлены около 70 произведений, некоторые из которых зритель увидит впервые. Экспонаты будут охватывать всю хронологию творчества художника, благодаря чему можно будет проследить все изменения и становления художественного стиля портретиста. Помимо оригинальных произведений автора будут и работы Соколова, гравированные известными тогда мастерами А. Фроловым, В. Погонкиным, Т. Райтом и А. Мюнстером.

Работы из фондов Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени будут представлены наряду с частными собраниями Т.Алексеевой, И.Голицына, А.Гостева, Ю.Епатко, А.Кусакина, С. и Т.Подстаницких, Е.Романовой, А.Руденцова, А.Савинова, С. Ткаченко и Т.Удрас.

 

6 сентября в выставочных залах Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени открылась выставка «Акварельный портрет Петра Федоровича Соколова».
Открыл  выставку А.В. Кибовский  — министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы.
На открытии выставки присутствовали  О.В.Рыжков  — заместитель министра культуры Российской Федерации, директора московских музеев, коллекционеры, реставраторы, потомки портретируемых — Голицыных, Бобринских.

  

 

 

Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный.
Ближайший бесплатный день: 18 Ноября 2018 г.
События
Лекция «За гранью Вашего взгляда: что больше всего привлекает в людях»

Что запоминается в портрете в первую очередь? Это индивидуальность модели, ее характер, внешность, образ жизни. Талантливый портретист всегда еще и тонкий психолог. Он видит внутреннюю красоту своего героя, или, наоборот, его не самые лучшие стороны. Так потомкам остается живописное свидетельство о человеке. Психолог тоже создает наш портрет, но в отличие от художника, помогает нам стать лучше, не теряя уникальности. Как ее раскрыть и показать другим, расскажет психолог Анастасия Булгакова.

Подробнее...
Лекция «Почему мы так пишем»

В раннем детстве мы учим слова, их значения, запоминаем речевые обороты. В школе – знакомимся с правилами орфографии. Еще есть пунктуация, когда от одного знака может зависеть весь смысл текста. Кто это все придумал? Может, не стоит мучиться и зазубривать правописание двойного -н, окончаний глаголов, приставок и суффиксов? Главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов в «Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени» докажет, что орфография русского языка понятна и объяснима.

Подробнее...
Лекция «Что такое аристократизм сегодня»

«Аристократ проявляет хорошие манеры, даже наедине с собой. Он всегда любезен, вежлив, не демонстрирует превосходства. Аристократу свойственна осанка…Аристократ имеет идеалы, убеждения и кодекс веры. Он знает цену своему слову и ни при каких обстоятельствах не изменяет ему… Для аристократа профессионализм является главным качеством… Аристократ верен дружбе…».   Это лишь немногие правила из «Кодекса аристократа», который […]

Подробнее...
«Музей глазами детей»

«Музей глазами детей» — теперь мы знаем, какой он. Музей В.А. Тропинина подвел итоги конкурса детского рисунка. Публикуем список наших лауреатов. Номинация до 7лет: Татьяна Балаур, Нелли Ткачук, София Кудинова, Номинация 7-13 лет: Алиса Лопаткина, Мария Недашковская, Ксения Мордовец. Номинация 13-17 лет: Юлия Басова, Анжелика Ставская, Александра Силантьева. Номинация «За поддержку культуры и дружбы между […]

Подробнее...
Вместо школы — в музей.

Вместо школы — в музей. Причём, не прогуливая уроки. Сегодня учащиеся из двух столичных школ обучались искусству в стенах нашего музея.

Подробнее...
Лекция «Искусство общения. Практическое пособие для тех, кто хочет оставить о себе хорошее впечатление»

Лекция «Искусство общения. Практическое пособие для тех, кто хочет оставить о себе хорошее впечатление» состоится 17 ноября, в субботу, в 16.00

Подробнее...
Лекция «Московские коллекционеры и собиратели: Юсупов, Щукин, Костаки»  

Лекция «Московские коллекционеры и собиратели: Юсупов, Щукин, Костаки»  состоится 18 ноября, в воскресенье, в 16.00

Подробнее...
Лекция «Мода эпохи Тропинина: от шемиза до кринолина»

Какой была одежда XIX века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Мягкие, гладкие и тонкие ткани  для женщин: батист, кисея, муслин. Кружевные жабо, сюртуки, туфли с большими пряжками – для мужчин. Что влияло на этот стиль, и во что он трансформировался?

Подробнее...