Вторник, среда: 10:00 - 18:00
Четверг: 13:00 - 21:00
Пятница, суббота, воскресенье: 10:00 - 18:00
Понедельник: выходной     
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
Телефон: +7 (495) 959-11-03

Арт-проект «Портрет портрета. Полина Виардо»

«На днях …получено из Парижа, от г-на Виардо известие, что жена его г-жа Виардо-Гарсиа… приедет сюда в первой половине октября…»
(«Санкт-Петербургские ведомости», сентябрь 1843)

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени подготовил для своих гостей арт-проект «Портрет портрета», посвященный знаменитому изображению Полины Виардо кисти Евгения Плюшара. Эта картина из нашего собрания, подобно знаменитой оперной диве, часто гастролирует по разным музеям страны. Ее редко можно застать в родных стенах. Сейчас представился такой случай. Поэтому мы решили устроить встречу, на которую приглашаем и Вас. Мы постарались отобразить атмосферу, в которой создавалась картина. Для этого был создан аудиовизуальный ряд. Смысловой центр выставки – это сам портрет. На стенах — цитаты из рецензий и воспоминаний современников певицы о ее таланте, красоте и светской жизни. В записи будут звучать отрывки из писем Полины Виардо на французском и русском языках.
Выставка продлится с 11 по 14 октября, до следующего отъезда картины.

12 октября, в пятницу, у нас выступит известная исполнительница романсов заслуженная артистка РФ Нина Шацкая. Конечно же, в программе будет произведение, неразрывно связанное с историей любви Ивана Тургенева и Полины Виардо. «Утро туманное» прозвучит под аккомпанемент заслуженного артиста РФ Александра Покидченко. Он исполнит музыку на фортепиано, на котором играл Александр Скрябин. Будем рады видеть Вас у себя. Ждем в 19.00 по адресу: Щетининский переулок, дом 10, стр. 1.

Сообщаем также, что Музей В.А Тропинина и художников его времени начал цикл выставок «История одного шедевра». И открывает его портрет Полины Виардо.
Эта работа относится к середине ХIX века. Точная дата написания не известна, на картине она отсутствует. Известный портретист Евгений Плюшар мог создать ее во время гастролей знаменитости в Санкт-Петербурге. Скорее всего, заказ поступил от кого-то из близкого окружения Виардо в России.
По воспоминаниям современников, стиль Полины Виардо отличался простотой. Она не была красавицей, завораживала не внешними эффектами, а исключительным обаянием, утонченностью и талантом.
Евгений Плюшар изобразил свою модель камерно, без излишней «украшательности» и артистических атрибутов, поместив ее в условном интерьере на фоне темной драпировки в левом углу. Композиция, завершённая вверху полукругом, по всей вероятности, предназначалась для модной овальной рамы.
Общий колорит портрета выдержан в глубоких коричневых и гранатовых оттенках. Художник вводит яркие акценты аксессуаров – красную бархатную ленту на шее и оторочку манжета с бисерным браслетом на руке. Плюшар мастерски умел передать фактуру тканей. В переливах шелкового платья, он использует дополнительные к красному зеленые цвета. Живописец деликатно воспроизводит блеск колец на пальце и украшения на поясе, рифмуя его с декоративным ошейником охотничьей собаки. Жест руки модели, к которой тянется собака, подчеркивает в образе определенную чувственность, столь важную для эстетики салонного портрета середины XIX века.
К своему первому приезду, Виардо почти не была знакома петербургской публике, при этом в печати о ней публиковались восторженные отзывы. Ее представляли как «одну из первых пяти певиц, которыми в настоящее время восхищается просвещенная Европа». Дебют на сцене петербургского театра в роли Розины из оперы «Севильский цирюльник» восхитил публику. Она также была очарована исполнением в сцене урока музыки «Соловья» Александра Алябьева.
Вторые гастроли певицы оставили след не только в истории театра, но и в изобразительном искусстве. Карл Брюллов написал графический портрет Виардо в роли Амины из оперы «Сомнамбула» Винченцо Беллини. Тогда же два акварельных портрета примадонны выполнил художник Петр Соколов.

Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный.
Ближайший бесплатный день: 21 Октября 2018 г.
События
«Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени» поздравляет с Днем лицеиста

Александр Сергеевич Пушкин не очень любил позировать художникам. Именно по этой причине так мало его портретов, написанных с натуры. Один из самых известных принадлежит кисти Василия Тропинина. На нем поэт изображен в халате с расстегнутым воротом белой рубашки и небрежно повязанным шарфом. Именно это изображение часто можно встретить в школьных кабинетах литературы и учебниках. По […]

Подробнее...
Современные технологии в «Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени»

Дорогие друзья! Наш музей присоединился к проекту @Artefact. Бесплатное приложение с технологией дополненной реальности позволит провести самостоятельную экскурсию, сделает ее интересной и познавательной. С помощью интерактивного гида посетители смогут рассмотреть экспонаты на близком расстоянии. Смартфон также акцентирует внимание на деталях, которые сразу не видны, демонстрирует авторские эскизы и то, как выглядели работы до реставрации. Кроме […]

Подробнее...
Лекция «Видеть и понимать скульптуру» в рамках программы «Главный хранитель. От первого лица»

Друзья, в эту субботу, 20 октября, в 16:00 мы приглашаем вас  на лекцию «Видеть и понимать скульптуру» кандидата искусствоведения Елены Кукиной! «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее…». Так ответил Огюст Роден на вопрос своего ученика, который спросил у Мастера, в чем именно заключается искусство скульптора. Похожее по смыслу высказывание было и […]

Подробнее...
В «Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени» стартовал проект «История одного шедевра»

В «Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени» стартовал проект «История одного шедевра». Публике представили портрет Варвары Лизогуб кисти Василия Тропинина из частного собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Более полувека в семье Лизогубов хранились два разных портрета этой писательницы из старинного дворянского рода малороссийского происхождения. В 1901 году картины предложили приобрести Русскому музею. Сделка […]

Подробнее...
В Музее В.А. Тропинина состоялись лекции

Как узнать настоящих москвичей? Какими качествами они обладают? Считается ли коренными москвичом человек, проживший 10 лет в столице? Об этом на лекции рассказала Галли Монастырева — президент Региональной общественной организации по сохранению культурного исторического наследия «Москва и москвичи». Вечер четверга стал для посетителей Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени по-настоящему увлекательным. Искусствовед,  лауреат премии […]

Подробнее...
В пятницу в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени встречали Полину Виардо

В пятницу в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени встречали Полину Виардо. Ее портрет кисти Е. Плюшара ненадолго вернулся в родные стены. Пользуясь случаем, мы запустили арт-проект «Портрет портрета», посвященный знаменитому изображению оперной дивы. Мы постарались отобразить атмосферу, в которой была написана картина. Для этого  был создан аудиовизуальный ряд. Смысловой центр выставки – […]

Подробнее...
Торжественное открытие арт-проекта «Портрет портрета. Полина Виардо» уже сегодня!

Дорогие друзья! Напоминаем вам, что сегодня, в связи с открытием арт-проекта «Портрет портрета», музей работает до 21:00, и мы ждем всех вас в гости на музыкально-поэтический вечер заслуженной артистки РФ Нины Шацкой! Начало в 19:00. До встречи в музее!

Подробнее...
Арт-проект «Портрет портрета. Полина Виардо»

«На днях …получено из Парижа, от г-на Виардо известие, что жена его г-жа Виардо-Гарсиа… приедет сюда в первой половине октября…» («Санкт-Петербургские ведомости», сентябрь 1843) Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени подготовил для своих гостей арт-проект «Портрет портрета», посвященный знаменитому изображению Полины Виардо кисти Евгения Плюшара. Эта картина из нашего собрания, подобно знаменитой оперной […]

Подробнее...