Вторник, среда: 10:00 - 18:00
Четверг: 13:00 - 21:00
Пятница, суббота, воскресенье: 10:00 - 18:00
Понедельник: выходной     
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
Телефон: +7 (495) 959-11-03

Арт-проект «Портрет портрета. Полина Виардо»

«На днях …получено из Парижа, от г-на Виардо известие, что жена его г-жа Виардо-Гарсиа… приедет сюда в первой половине октября…»
(«Санкт-Петербургские ведомости», сентябрь 1843)

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени подготовил для своих гостей арт-проект «Портрет портрета», посвященный знаменитому изображению Полины Виардо кисти Евгения Плюшара. Эта картина из нашего собрания, подобно знаменитой оперной диве, часто гастролирует по разным музеям страны. Ее редко можно застать в родных стенах. Сейчас представился такой случай. Поэтому мы решили устроить встречу, на которую приглашаем и Вас. Мы постарались отобразить атмосферу, в которой создавалась картина. Для этого был создан аудиовизуальный ряд. Смысловой центр выставки – это сам портрет. На стенах — цитаты из рецензий и воспоминаний современников певицы о ее таланте, красоте и светской жизни. В записи будут звучать отрывки из писем Полины Виардо на французском и русском языках.
Выставка продлится с 11 по 14 октября, до следующего отъезда картины.

12 октября, в пятницу, у нас выступит известная исполнительница романсов заслуженная артистка РФ Нина Шацкая. Конечно же, в программе будет произведение, неразрывно связанное с историей любви Ивана Тургенева и Полины Виардо. «Утро туманное» прозвучит под аккомпанемент заслуженного артиста РФ Александра Покидченко. Он исполнит музыку на фортепиано, на котором играл Александр Скрябин. Будем рады видеть Вас у себя. Ждем в 19.00 по адресу: Щетининский переулок, дом 10, стр. 1.

Сообщаем также, что Музей В.А Тропинина и художников его времени начал цикл выставок «История одного шедевра». И открывает его портрет Полины Виардо.
Эта работа относится к середине ХIX века. Точная дата написания не известна, на картине она отсутствует. Известный портретист Евгений Плюшар мог создать ее во время гастролей знаменитости в Санкт-Петербурге. Скорее всего, заказ поступил от кого-то из близкого окружения Виардо в России.
По воспоминаниям современников, стиль Полины Виардо отличался простотой. Она не была красавицей, завораживала не внешними эффектами, а исключительным обаянием, утонченностью и талантом.
Евгений Плюшар изобразил свою модель камерно, без излишней «украшательности» и артистических атрибутов, поместив ее в условном интерьере на фоне темной драпировки в левом углу. Композиция, завершённая вверху полукругом, по всей вероятности, предназначалась для модной овальной рамы.
Общий колорит портрета выдержан в глубоких коричневых и гранатовых оттенках. Художник вводит яркие акценты аксессуаров – красную бархатную ленту на шее и оторочку манжета с бисерным браслетом на руке. Плюшар мастерски умел передать фактуру тканей. В переливах шелкового платья, он использует дополнительные к красному зеленые цвета. Живописец деликатно воспроизводит блеск колец на пальце и украшения на поясе, рифмуя его с декоративным ошейником охотничьей собаки. Жест руки модели, к которой тянется собака, подчеркивает в образе определенную чувственность, столь важную для эстетики салонного портрета середины XIX века.
К своему первому приезду, Виардо почти не была знакома петербургской публике, при этом в печати о ней публиковались восторженные отзывы. Ее представляли как «одну из первых пяти певиц, которыми в настоящее время восхищается просвещенная Европа». Дебют на сцене петербургского театра в роли Розины из оперы «Севильский цирюльник» восхитил публику. Она также была очарована исполнением в сцене урока музыки «Соловья» Александра Алябьева.
Вторые гастроли певицы оставили след не только в истории театра, но и в изобразительном искусстве. Карл Брюллов написал графический портрет Виардо в роли Амины из оперы «Сомнамбула» Винченцо Беллини. Тогда же два акварельных портрета примадонны выполнил художник Петр Соколов.

Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный.
Ближайший бесплатный день: 17 Марта 2019 г.
События
Ежегодная экологическая акция «Час земли в Москве»

«Час Земли» — это ежегодное международное событие которое призывает частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения выключить электричество на один час, чтобы продемонстрировать свою заинтересованность в решении проблем, связанных с изменением климата. Цель предстоящей Акции — привлечение внимания горожан к бережному использованию энергетических ресурсов, а также повышение международного авторитета города Москвы как крупного мегаполиса, […]

Подробнее...
День бесплатного посещения

Друзья, вы, конечно знаете, что каждое третье воскресенье месяца вход в столичные музеи бесплатный. Просто напоминаем, что ближайшая дата – 17 февраля. До закрытия наших выставочных проектов «Собирательный образ» и «Собирательный образ. Пейзаж» остаётся ровно неделя. С 25 февраля по 01 марта музей будет закрыт на реэкспозицию, а уже 2 марта мы представим юбилейную выставку […]

Подробнее...
«Цветочный этикет». Лекция историка Эли Басмановой

24 февраля, в воскресенье, в 15.00 в Музее В. А. Тропинина выступит историк Эля Басманова. Будем говорить о цветочном этикете. Посетители узнают, какое место в жизни дворян занимали усадебные парки, как выглядели цветочные детали модных причесок и шляпок в разные исторические эпохи, какие тайные послание составляли влюбленные с помощью роз, тюльпанов и лилий; изучат правила […]

Подробнее...
Необычные вопросы о русском языке

Какие вопросы о русском языке мы задаём лингвистам? И какие интересные открытия совершают сотрудники справочных служб русского языка, отвечая на эти вопросы? Связаны ли между собой бараны и баранки, уши и подушка, чай и чайки? Как писать слово «уикенд» и правда ли, что правила русского языка сейчас упростились? Об этом 17 февраля, в воскресенье, расскажет […]

Подробнее...
Увидеть невидимое

Наш музей активно поддерживает инклюзивные программы. С радостью сообщаем, что теперь у нас появилась тактильная копия одной из самых известных работ В. А. Тропинина — «Кружевница». К ней есть подробное описание, сделанное рельефно-точечным шрифтом Брайля. Тактильные картины сегодня позволяют незрячим и слабовидящим людям знакомиться с шедеврами живописи, распознавать черты лица и элементы одежды персонажей, детали […]

Подробнее...
Перформанс любящих сердец

14 Февраля в Музее Тропинина появится почта любовных пожеланий. Принять участие в перформансе может каждый, кто придет в наш музей. В холле музея будет установлен большой мольберт. На белом полотне гостям предлагается нарисовать сердечко с именем любимого человека. Затем художник Александр Белугин превращает холст в произведение современного искусства. В финале – коллективное фото и селфи. […]

Подробнее...
Музей В.А.Тропинина объявляет открытый конкурс изобразительного искусства «ПОРТРЕТ»

Друзья, в этом году наш музей отмечает 50-летие со дня основания, и поэтому мы приняли решение об увеличении числа конкурсных номинаций. Мы приглашаем к участию художников-любителей всех возрастов. Конкурс 2019 года посвящен портретному жанру, а именно портретная галерея легла в основу собрания музея. Желаем удачи всем участникам! ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОРТРЕТ Авторская […]

Подробнее...
«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»

«Занимательные истории о русском костюме XIX века» — лекция Татьяны Нагорских, историка костюма, кандидата философских наук, автора журнала «Русский мир», автора видеокурса лекций. Посетители узнают: как русские дворянки стали носить «античные» одежды; как менялись сарафаны крестьянок; про шали, стоившие целые состояния; а также чем «ретикюль» отличается от «ридикюля»; про «русское платье» в придворной моде и […]

Подробнее...